Сенсорные комнаты для работы с незрячими детьми
В 2003 году в Голландии в рамках программы «The Netherlands Senses International project – Early intervantion for the blind children» разработана методика обучения незрячих детей общению с окружающим миром.
Особенность методики заключается в том, что дети, имеющие лишь светоощущение, т.е. практически слепые дети, не теряют способности видеть яркий белый свет, излучаемый флуоресцентными материалами в темноте при их освещении ультрафиолетом. Это заставляет их глаза «видеть» и в совокупности со всеми сохраненными анализаторами – слухом, обонянием, осязанием и вестибулярными рецепторами – обеспечивает нормальное развитие организма и развивает все уровни восприятия окружающей среды, создает максимально благоприятные условия для коррекции недостатков развития слепых детей.
Инструментом для воплощения в жизнь этой методики является так называемая «темная комната», которая представляет собой закрытое темное помещение, оснащенное специализированным оборудованием, основное из которого:
- ультрафиолетовые лампы;
- фиброоптическое волокно, мерцающее в ультрафиолетовом свете;
- люминесцентный экран и световая ручка (на экране светится изображение, нарисованное световой ручкой);
- игровые наборы из флуоресцентных материалов.
Опыт работы в подобных комнатах, занятия в которых проходили по методикам игровой терапии, позволил сделать следующие заключения:
- игровые наборы, светящиеся в ультрафиолетовом свете, помогают формировать способы активного осязания, учат различать и сопоставлять некоторые свойства предметов по форме, температуре, характеру поверхности, материалу;
- повышается сосредоточенность и стимулируется внимание ребенка;
- светящиеся волокна стимулируют ребенка к простейшим элементам захвата, происходит улучшение мелкой и крупной моторики пальцев рук;
- стимулируются органы зрения;
- улучшается психо-эмоциональное состояние детей, происходит обучение ребенка умению находиться в коллективе;
- улучшается взаимодействие зрительного, слухового и тактильного анализаторов;
- закрепляются навыки взаимодействия с окружающей и социальной средой;
- для родителей занятия в этой комнате показывают возможности зрения их ребенка с позитивной стороны, что крайне важно для их психологического состояния.
Если подробнее изучить проекты сенсорных комнат, созданных специалистами ООО «Риал-стар», то нетрудно заметить, что в них присутствуют все перечисленные выше элементы оборудования «темной комнаты». Причем это только малая часть. На основе эффекта свечения флуоресцентных материалов в темноте при внешней подсветке ультрафиолетом изготовлены специальные световые и тактильные панели, использующие не только белый свет, но и все цвета радуги (панно «Светлячок», тактильный щит, сенсорная тропа, панно «Морские формы», панно «Водопад» и т. д.). Кроме того, визитной карточкой нашего предприятия является флуоресцентная живопись, выполняемая непосредственно на стенах помещения. Рисунки светятся в темноте под действием ультрафиолетовой подсветки, способствуют достижению атмосферы комфорта и уюта. Близкое расположение предметов, цветовая гамма которых использует граничные длины волн солнечного спектра, позволяет получать псевдообъемные изображения.
Все это в сочетании с многочисленными световыми эффектами, мягкими формами (маты, пуфики и кресла), позволяющими принять удобную позу для отдыха, и музыкальным сопровождением «Звуки живой природы», не уступает проектам голландских «темных комнат», а по разнообразию оборудования и психологическому микроклимату, возможно, что и превосходит.
На основе наших сенсорных комнат можно, следовательно, создавать центры ранней реабилитационной помощи незрячим детям в глазных больницах, социально-психологических учреждениях и в специализированных дошкольных учреждениях.
Следует особо отметить, что по сложившейся практике, несмотря на закон о доступности дошкольного образования для детей-инвалидов, слепые дети в сочетании с иными диагнозами (слепота и детский церебральный паралич, слепота и органическое поражение центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, слепота и аутизм) в государственные дошкольные учреждения не принимаются. А наши сенсорные комнаты, в первую очередь, используются именно для пациентов с заболеваниями центральной нервной системы.
Таким образом, сенсорные комнаты ООО «Риал-стар», использующие собственные технические разработки в области ультрафиолетового оборудования, можно рассматривать, как универсальный инструмент детской реабилитации.
К большому сожалению, именно этому направлению в области сенсорных комнат со стороны государственных заказчиков уделяется крайне незначительное внимание.
Мы будем весьма признательны за любую информацию по практическому опыту по данному виду реабилитации.